Человеку всегда было свойственно стремление украшать свою одежду, делать ее нарядной, своеобразной. Именно этой цели служила самая ранняя кружевная отделка костюма — филейная вышивка по ткани с выдернутыми нитками или по специально сплетенной сетке.
Искусствоведы предполагают, что данная техника плетения была создана в Древнем Египте и Китае. Затем в XVI-XVII веках она распространилась в Италии и Франции, а в дальнейшем и по всей Европе. К работе над созданием рисунков для кружев привлекались лучшие художники того времени. Кружева получали название по месту их изготовления: валансьен, малин, тюль, фламандское, ирландское и т. д.
Народы Востока также издавна занимались кружевоплетением. Они изобрели челнок, с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия. Из восточных стран челночное кружево попало в Европу.
Особенно модно фриволите было в XVII веке. Сплетенные в технике фриволите кружева были изготовлены из более грубых, чем другие виды кружева, материалов, и использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер.
В конце XVII века кружево являлось украшением одежды высшей знати, т. к. основным материалом для его изготовления в то время служила тонкая золотая и серебряная нитка.
В Россию челночное кружево пришло в XIX веке как французское кружево — фриволите.
Плетение кружева челноком несложно и увлекательно. Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного рабочего места. Технику фриволите легко осваивают и взрослые, и дети.
Добавлено (04.07.2009, 15:28)
---------------------------------------------
Для плетения кружева основным инструментом является челнок. Причем одновременно в работе может участвовать несколько челноков.
Челнок изготавливается из различных материалов: дерева, пластмассы, легкого металла, оргстекла, фанеры. Концы челнока должны сближаться при наматывании и разматывании нитки, в момент проскальзывания нити через концы челнока должен раздаваться щелчок.
Для выполнения кружева фриволите необходимо иметь следующие инструменты:
- челнок (2 шт.);
- крючок №0,5 и 1,5;
- ножницы;
- иголку или булавку для распускания брака;
- и материалы:
- катушечные нитки от №50 до №0, "Ромашка", "Снежинка", "Кроше", "Ирис", хорошо скрученные льняные и шерстяные нитки;
- шелковые и капроновые нитки (выбор тех или иных ниток зависит от назначения изделия и характера плетения). Но начинающим мастерицам рекомендуется отрабатывать выполнение узла фриволите и других элементов на более толстых нитках, и только затем переходить на тонкие.
Добавлено (04.07.2009, 15:28)
---------------------------------------------
Узел фриволите состоит из прямого (Жозефина) и обратного.
Подготовка к работе.
Челнок с намотанной нитью взять в правую руку, а свободный конец нити зажать большим и указательным пальцами левой руки на расстоянии 5-7 см от конца нити. Накинуть нить на остальные пальцы левой руки и снова зажать между большим и указательным пальцами другой конец нити, идущий от челнока (рис. 1).
Таким образом, на пальцах левой руки образовалась большая замкнутая петля — эта часть нити называется рабочей.
Далее взять челнок с намотанной нитью большим и указательным пальцами правой руки таким образом, чтобы нить оказалась позади челнока. Обвить этой нитью средний и безымянный палец правой руки, также приподняв средний палец, при этом на пальцах правой руки образуется большая петля. Прямой участок нити, идущий от левой руки к правой, называется ведущей нитью и должен равняться 15-20 см (именно на ведущую нить будут укладываться узлы).
Все движения рук делаются в плоскости, параллельной груди. Челнок остается в одном положении между большим и указательным пальцами правой руки и никогда не перехватывается.
Добавлено (04.07.2009, 15:29)
---------------------------------------------
- ввести челнок под рабочую нить на левой руке (рис. 2), при этом рабочая нить должна пройти между указательным пальцем правой руки и челноком (рис. 3);
- поднять челнок над рабочей нитью (рис. 4);
- пропустить рабочую нить между большим пальцем правой руки и челноком в обратном направлении. Таким образом челнок обошел рабочую нить снизу вверх;
- правую руку с челноком отвести немного вправо, при этом челнок сам войдет в петлю на правой руке (рис. 5, 6);
- ослабить натяжение рабочей нити на пальцах левой руки, для чего средний палец прижать к указательному, и сильно натянуть ведущую нить, максимально отведя вправо правую руку с челноком — эти движения выполнять одновременно;
- затем, приподняв средний палец левой руки, затянуть узел на ведущей нити и продвинуть его под большой и указательный палец левой руки. Таким образом, на ведущей нити образовалась петелька, которую называют прямым узлом фриволите (рис. 7).
Добавлено (04.07.2009, 15:30)
---------------------------------------------
Положение челнока в правой руке такое же, как и при выполнении прямого узла (рис. 1). Однако для плетения обратного узла не нужно делать петлю из ведущей нити на пальцах правой руки — следует лишь прихватить ее свободными пальцами правой руки и прижать их к ладони.
Для выполнения обратного узла необходимо проделать следующие движения:
- провести челнок над рабочей нитью (рис. 8), при этом рабочая нить проходит между большим пальцем правой руки и челноком (рис. 9);
- опустить челнок под рабочую нить (рис. 10);
- пропустить рабочую нить между указательным пальцем правой руки и челноком в обратном направлении;
- правую руку с челноком отвести немного вправо, при этом челнок сам войдет в петлю под правую руку (рис. 11);
- ослабить натяжение рабочей нити на левой руке, для чего средний палец прижать к указательному;
- сильно натянуть ведущую нить, максимально отведя правую руку вправо;
- приподняв средний палец левой руки, затянуть обратный узел на ведущей нити.
Добавлено (04.07.2009, 15:30)
---------------------------------------------
Таким образом, на ведущей нити образовался полный узел фриволите, состоящий из прямого и обратного узлов (рис. 12а).
В процессе плетения обязательно следите за тем, чтобы узлы ложились на ведущую нить (рис. 12а), а не на рабочую (рис. 12б).