Рукоделкин.ру ONLine Библиотека журналов по рукоделию

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 07.05.2024, 09:11
Приветствую Вас путешествинник | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Виды рукоделия » вышивка крестом » обьяснения симвалов на рушниках
обьяснения симвалов на рушниках
СейяДата: Суббота, 12.09.2009, 11:38 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 138
Статус: Offline
Рушник, на который жених и невеста становились ногами, ни в коем случае не должен был включать в себя орнаментов из цветов или птиц. Цветы и птицы символизируют основные семейные ценности – совместную жизнь, любовь, детей, поэтому под ноги их не ложили. На этом рушнике вышивали растительный орнамент. Наиболее характерными были калина, виноград, дубовый лист и желуди. Иногда растительный орнамент заменяли геометрическим, характерным для того или другого региона. Главное требование к полотенцу, которое стлалось под ноги молодоженам, - непрерывность орнамента из конца в конец рушника, чтобы не прерывалась жизненная дорога молодой семьи.
Рушники, которыми украшались иконы, были разными для невесты и жениха, т.е. вышивали мужской и женский рушники. Общим элементом на орнаментах этих рушников были цветы лилии, которая символизирует собой продолжение рода, а на женских рушниках - еще и невинность, и виноградная листва с виноградными гроздьями, которые символизируют благосостояние в доме. На женском рушнике вышивали калину - символ женского начала. На рушнике жениха вышивалась дубовые листья и желуди, которые означали стабильность и мужскую руку в доме, силу и здоровье.

Добавлено (30.08.2009, 15:24)
---------------------------------------------
Рушник под каравай был наиболее ярким и содержательным, для него практически не существовало таких ограничений, как для предыдущих двух, скорее, наоборот. На нем вышивались цветочные композиции, в частности, наиболее распространенными были цветы лилии и розы в объединении одна с другой или отдельно. К ним прибавляли другие цветы. Кроме того, на „коровайном” рушнике вышивали птичьи пары. Чаще всего на свадебных рушниках вышиваются пары голубей, которые символизируют любовь и согласие; лебедей, как знак верности молодых друг другу, ласточек, которые символизируют весну и любовь. Кроме того, на этом рушнике вышивались свадебные обручальные кольца и надписи-пожелания.
Рушник, которым связывали руки молодым, мог объединять в себе элементы из рушников, которые вышивались на иконы. Также на нем могли быть присутствовать элементы, характерные для „коровайного” рушника, вышивались обручальные кольца и надписи. Кстати, вышитые обручальные кольца появились на рушнике в советские времена. Вышивая рушник с обручальными кольцами, важно помнить, что они не должны быть до конца сомкнутыми.
Для всех свадебных рушников существует ряд правил, которые обязательно нужно учитывать при их создании. В частности, ни в коем случае нельзя вышивать свадебный рушник на сшитом из двух кусков полотне. Свадебный рушник, как и молодая семья, должны быть единым целым. Середина рушника никогда не зашивается, это символ связи молодой семьи с высшими силами. Именно поэтому очень важно, чтобы над вышитым основным элементом рушника, который мог символизировать молодоженов, не было другого, более мелкого орнамента или надписи, которая будто перекрывает молодым поток Божьего благословения. Также нельзя вышивать на рушнике птиц не в паре. Соблюдение этих простых правил помогает молодым пройти свою общую жизненную дорогу в счастье, мире и согласии.

Добавлено (30.08.2009, 15:24)
---------------------------------------------
Но если читать всё вдумчиво, топонимаешь главное - древо жизни сплошной линией закрывать нельзя. Выглядеть оно может и в виде вазона, и в виде веточки с птицами. Над ним можно вышивать венок (не соединенный сверху в сплошное кольцо) с короной (если венчаетесь, а раньше все венчались обязательно), можно летающих птиц как символ молодых (птицы обязательно должны смотреть друг на друга - ну это вы сами знаете). Пожеланий я на старых рушниках не видела (может потому, что вышивальницы были тогда неграмотные?). Сама я вышивала в таком порядке: нижний перевернутый мир, полоса, узор-пожелания для жениха виноград, маленькая полоса в виде желудей, пожелания СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ и над ним имена жениха и невесты, волнистый узкий цветочный узор, узор-пожелание для невесты роза, еще цветочная полосочка узкая, и основной узор: древо жизни, по бокам павлины, по краям берегини, над берегинями на уровне верха древа (по краям-сверху) два узорных креста. Венок я готовила, но вышить не успела. Вот, надеюсь, что делала правильно.

Добавлено (12.09.2009, 04:29)
---------------------------------------------
Орнаменты бранниц

Орнамент для рушника, бранницы, имеет большое значение – он так же, как на одежде, выстраивался в определенном порядке, сотворялся только в желаемое для жизни состояние. Вышитые они сотворяли особую гармонию, спас в доме, в котором жила семья. Правильно подобранные бранницы создавали атмосферу уюта, счастья, любви, неправильно подобранные – холода, отчужденности.

Бранница – судьба человека. Как будешь вышивать, так и будешь жить. Для вышивки значимых рушников и бранниц использовали только цельное полотно, но ни в коем случае не сшитое из кусочков. Полотно из частей – это как жизнь из кусочков. Полотно брали обязательно новое, так как творение можно начать лишь с чистого листа, поэтому ни старые нитки, ни старое полотно для этого не годятся. Для рушников и бранниц использовали количество полотна, равное росту человека или помноженное на два и три. Для подольских рушников часто использовали полотно длиной 1,5-1,8 м, киевские, черкасские – 3,0-3,5 м.

На Украине до сих пор сохранилось множество слов-названий для рушников, имеющих разные рисунки и применяющихся в разных случаях жизни. Правильнее их, конечно, называть не рушники, а бранницы. Однако, обратимся к сохранившимся словам-этнонимам.

Одно из названий – прихожанский. Использовался он для утирания рук. Его подавали гостям, которым хозяева были рады. В Донецком крае узор для такой бранницы вышивается самыми разнообразными техниками. Узор очень символичен – в нем закладывалась добро и благодать для человека, который пришел в гости. Отсюда и название «Прихожанский».

Узор прост в исполнении, но главный смысл заложен в использовании цветов узора.
Первый ряд (снизу) – черно-красный – цвета земли и ее силы, памяти.
Второй ряд – желтый, оранжевый, коричневый – солнце, хлеб.
Третий ряд – розово-красный – нежность и любовь к людям труда.
Четвертый ряд – цвета синего неба, родниковой воды и здоровья.
Пятый ряд – зеленый – цвета силы и здоровья.
Шестой ряд – сиреневый, фиолетовый, лиловый, желтый - цвета трудолюбия и чести.

Все это – цвета утра. Утро – время очень значимое в жизни людей, которые работали и работают возле земли-кормилицы. Чтобы земля помогала жить, необходимо очень рано вставать и работать.

На рушниках Украины часто встречается узор из веток роз – цветка вечной красы, любви и вдохновения. Символ розы в узорах христиан связан с культом девы Марии и пришел на Русь вместе с христианством из Византии, а до нее в Греции связывался с Афродитой, а Риме - Венерой.

В христианской культуре и масонских ложах этим символом передавалось: молчание, равновесие, счастье, святость и совершенство, возрождение. Парные или взаимно направленные друг на друга ветки роз с бутонами и распустившимися цветами передают единство, счастье и совершенство.

Также часто встречается использование в узорах рушников элементов венка из цветов роз и калины. Использование несомкнутых венков в узоре символизирует бесконечность и постоянность развития всего нового и прекрасного.

Несомкнутые цветочные венцы символизируют связь с божественными, духовными силами, кроме того, венец – делу конец – он подводит итог определенному событию, вот почему подобные венцы всегда располагались над основным узором рушника, ближе к середине (если их несколько) или по центру (если венец один). Иногда над венцами располагались короны – символ того, что все задуманное должно свершится, добро победит зло, знак надежды.

Рушники с такими узорами могут использоваться во всех событиях людей, что связаны с торжеством жизни и красы.

В основе узоров некоторых рушников лежит прямоугольник и его элементы. В таких узорах ромбы соединяются в горизонтальную нескончаемую линию. Такие орнаменты характеризуют нескончаемость всего живого на земле, познание измерения времени и пространства, развитие и движение. Рушники с таким узором использовались во многих случаях – как подарки на праздники, украшение дома на Рождество и другие праздники.

Если в основе узора лежит цветок мальвы или как его еще называют на Украине «руж1» / очевидно, опечатка наборщика текста. интернет подсказывает "рожа" /, то знайте, что еще совсем недавно этот цветок выращивался возле каждой усадьбы. Он был символом украинского села. Мальва (руж1) – символ изображения солнца в узорах. Узоры с мальвами размещаются в последовательности, что отображает постоянное движение, постоянный рост. Рушники с такими узорами используются в обрядах повседневной жизни роста и движения.

Использование в геометрических узорах точки означает законченную мысль или ее начало, очень большие знания в определенном направлении.

Использование в орнаменте цветка из восьми лепестков означает нескончаемый цикл движения, развития всего живого.

Вообще цветы – символ зарождения жизни, семьи, будущего плода, поэтому их так много на вышивках женских рубах.

Добавлено (12.09.2009, 04:30)
---------------------------------------------
Встречается и узор в виде полосы из колоколов. В разных местностях к данному символу относятся по-разному: где-то это символ отдельного события в жизни человека (красный колокол – радостного, черный – скорбного, их череда – смена жизни и смерти, радости и скорбных испытаний в человеческой жизни), где-то – символ отпугивания бесов и разных злобных духов.

А есть «универсальные» бранницы – они мигли использоваться в любом месте дома и изображали, обычно общие элементы – картину мира (см. славянскую мифологию), изменения в природе по временам года, состояние стихий в мире, благодать во всех ее проявлениях.

Например, одним из первых, девочка делала кологодник – бранницу, в которой смена времен года и сил в природе изображалась сменой цветов, каждый из которых соответствовал времени года и силе в нем. Тип вышивки (тип шва) значения не имел.

Зима (синий) – небо Сварога (голубой) – пробуждение солнца (желтый) – весна, сила зарождения (зеленый) – солнце красное (красный) – лето, все в красе, силе (рдяной) – увядание сил, осень (рыжий) – земля спящая (коричневый) – ночь, забвение (фиолетовый).

«Кологод».

Или, например, бранница Всемирник – изображала устройство мира с точки зрения наших предков. В сохранившихся вариантах встречается выполненная разными типами швов. Также является универсальной.
Яша – ящер – подземный мир;
корни предков и мирового древа;
река Смородина, отделяющая мир Нави от Яви;
земля, содержащая в себе жизнь;
корни – род живых;
семя – зарод человека, зверя, идеи, мечты, дома – всего сущего и несущего;
земля как дом и храм – пространство жизни и познания;
растения – природа;
живая вода;
огонь земной – огонь очага домашнего и сердец людских;
бранное поле – чистое пространство – граница Яви и Прави;
небо синее – Сварга;
Солнце – мир Богов.

Добавлено (12.09.2009, 04:32)
---------------------------------------------

Например: рис. Бранницы, изображающей изменения дающих, женских сил в природе при смене времен года весна – осень:

(чтение снизу – вверх)
граница (коричневая линия);
земля весной, содержащая зарод (коричневые ромбы с зелеными внутри) и чрево благостью жизни наполненное (вплетенные крупные зеленые ромбы) – все это для познания дано (образуемый коричневый диагональный крест);
чрево земли живой, рощением всяким, благостью произрастающее (красный ромб и ростки сквозь него идущие);
ростки ( зеленая гребенка);
мир силой жизни наполненный (вязь из знака Прави зеленым цветом и красной зигзагообразной линии – река жизни);
дом здрав и силен (зеленые ромбы с красными пограничьями – стенами);
девы, с руками к небесам воздетами – силу у богов спрашивающие – берегини – коей каждая дева должна быть, а меж ними стрела яра – ярилины стрелы – символ мужской, молодой, весенней, юной силы, дающей бурный рост и растениям и чувствам (образуются пространством между фигурами);
фигуры с опущенными к земле руками – женщины – осень – сила возвращается обратно к богам, в землю (поэтому их изображение перевернуто, чтобы показать цикличность, замкнуть рисунок, хотя может быть и прямое изображение, но тогда след.пункта-знака не будет);
пространство между фигурами дев и женщин образует женскую фигуру с крутыми бедрами у которой руки расположены горизонтально – Макошь – хранительница времени и пространства – показывает, что юность и старость есть циклы одного процесса – жизни и в природе, и в человеке;
дом-мир, в котором жизненная сила замирает (коричневые иромбы с красными пограничьями – стенами);
земля спящая, но содержащая в себе силу на будущее (коричневые ромбы с красным внутри);
граница (горизонтальная линия).

Еще один рисунок, изображающий состояние природы и сил, но зимой:
граница;
земля спящая, но содержащая в себе силу жизни;
граница временная;
знак декабря – пика зимы, когда земля под снежным покровом – время перехода;
граница снежная сильная;
«рубежичь» - знак рубежа миров и деяний – зима для отдыха от земных трудов и время работы с душою и духом – выстраивание границ будущего (мечты) и прошлого (очищение);
граница силы;
знак «нави» - зима – время работы с собой прошлым и силой ушедших предков, когда человеческая сила помогает богам ожить и возродиться;
граница.

Кроме того, существовали дверные рушники или еще одно их название дворники - длинной всего лишь в локоть, висели они на ручках дверей или же иногда на самой двери.

Обратим внимание на название – «то, что выметает дурное со двора». Основные орнаменты, которые на них встречались – знаки «врат» и «солнца». Были дворники предназначены для того, чтобы в дом не вошло зло (колдунья или колдун, взявшись за такой оберег, должен был «обжечься», а всякое зло уйти), а также затем, чтобы счастье не ушло из дому.

У печи висели бранницы с изображением знаков огня и солнца – чтоб огонь не ушел из печи (подобное – к – подобному). На Подолщине их называют печники или огневки. Опять же название подсказывает назначение предмета и то, что на нем должно быть изображено.

Знаками единения, связи разных родов в единое, Лады, Сварога, Лели, Ярилы, дома, дитя и другими украшались особые рукобитные бранницы (в некоторых деревнях их называют полотенца) – на них били рука об руку родители молодых, у которых ладилась (готовилась) свадьба, ими же во время венчания или после благословения родителей связывали руки жениха и весты (сейчас «невеста» – неизвестная, в возраст вошедшая, но не обученная, а «веста» - вестимая, готовая к созданию семьи и обученная девушка).

Добавлено (12.09.2009, 04:33)
---------------------------------------------
Для полевых работ творились бранницы с знаками Макоши, семенами, часто в центре изображался календарь или «пшеничное солнце» с восьмью лучами-колосками.

Вышитыми были и подзорники - накидки на подушки и та полоса материи, которая свисала из-под покрывала. *под – зор (заря и взор) – ник (носитель качества корня) – то, что под или за зорей и взглядом (других) находится. А что там?

Постель – место радости и творения двоих – чужим взглядам там не место. Может поэтому и изображались там заходящее и восходящее солнце – Заря – символ начала всякого творения и рождения; птицы, «ужики»– символы душ предков, цветы – красота души и любовь; решетки увитые хмелем, вьюном, виноградом – символы юной любви и тайны, стремления через чувства и дарение радости познать души друг друга. Этими же символами, а кроме того, «свадебниками», знаками Лады и Сварога украшались постельники – простыни. *Пос(после, подле) – тела – ник (носитель качества корня) – то, что находится после или подле тела – место единения душ и тел.

Украшался вышивкой или резьбой подвес – «под – весью (весть, известие и весь – род) (находящееся)» - балка над печкой, на которую вешали кукол с вышивкой - берегинь

Добавлено (12.09.2009, 04:38)
---------------------------------------------
Взято с сайта arina.yantrino.ru

 
Форум » Виды рукоделия » вышивка крестом » обьяснения симвалов на рушниках
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |

Права Всех материалов предоставляемых нашим сайтом принадлежат их владельцам и предоставленны только для ознакомления.